#Только_факты@pod_text Название нот #ноты #музыка #Средние_века Даже те, кто никогда не учились в музыкальной школе, вероятно, знают, что нот семь и, если по порядку, называются они: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Однако даже те, кто все-таки учились в музыкальной школе, иногда не знают, почему ноты называются именно так. Есть ли в этом какой-то смысл? Оказывается, современная музыкальная нотация восходит к трудам итальянца Гвидо д’Ареццо, одного из крупнейших средневековых теоретиков музыки. Именно он первым начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане. Названия же нотам он дал, использовав слова гимна Святому Иоанну Крестителю. Слова первой строфы гимна таковы: Ut queant laxis resonare fibris, Mira gestorum famuli tuorum, Solve polluti labii reatum, Sancte Ioannes. Что примерно можно перевести так: «Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти». Мелодия каждой строки текста начинается на одну ступень выше предыдущей. С лёгкой руки Гвидо начальные слоги каждой фразы первой строфы превратились в названия нот, соответствующих по высоте этим слогам: ut, re, mi, fa, sol, la. Ноту ut впоследствии заменили на do (из-за неудобства пения открытого звука на первом месте в слоге). Приписывается это нововведение некоему Дж. Дони (около 1540 г.), который назвал её в честь в честь Господа (Dominus). Седьмая нота не входила в средневековый шестиступенчатый звукоряд (гексакорд) и при переходе на нынешнюю октавную систему была названа si по первым буквам имени Sancte Ioannes из последней строчки.

Теги других блогов: музыка ноты Средние_века